Пояснительная записка.
Социальные обострения в российском обществе вторглись в ранее устойчивую систему традиционного детского отдыха. Произошла резкая смена целей воспитания и форм деятельности, предлагаемых детям и подросткам в качестве способа организации свободного времени. На позитивных традициях, а не на «руинах» прошлого мы попытались создать новую программу, модель воспитания в условиях летнего лагеря.
Комплексная развивающая программа летнего отдыха детей и подростков «Радуга» - это символ гармонии – целый спектр цветов, сливающихся в единую дорогу: многоцветие вариативных программ, объединённых в единую модель смены, разнообразие позиций, реализуемых ребёнком на протяжении смены, расширяющих его личный жизненный опыт.
В новой модели воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря главным стал ребёнок. Оптимальным условием развития личности является гармонизация внутреннего мира ребёнка и его взаимоотношений с природой и социумом, создающее для ребёнка ситуацию успеха, благополучия, психологического комфорта.
За концептуальную основу программы взяты следующие психолого-педагогические понятия личностно-ориентированной педагогики:
Развитие личности – непрерывный процесс, чем обусловлена эффективность кратковременной, но всеобъемлющей программы непрерывного целенаправленного взаимодействия педагогов с разновозрастной группой школьников.
Ребёнок – микрокосм, несущий в себе огромный природный потенциал, открытие и реализация которого возможны лишь в свободной разнообразной творческой деятельности, в процессе активного взаимодействия с окружающей природой и социальной средой.
Личность – целостное образование и эффективность развития обусловлены комплексным характером воздействия на все её сферы: интеллектуальную, эмоциональную, чувственную, деятельностную.
Основной содержательной идеей программы «Радуга» является раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости через открытие ребёнком «миров» - «Души», «Открытий и творчества», «Живой природы», «Знаний и умений», «Спорта и здоровья», «Городов, народов и времён», «Радости труда».
Слово «мир» в программе многозначно:
Мир – это согласие, сотрудничество, содружество, сотворчество, сочувствие;
Мир – это всё, что вне и внутри нас;
Мир – это разнообразие его собственных «Я», взаимодействующих со множеством «Я» окружающих людей.
Программа предназначена для детей 6 – 15 лет.
Реализация программы основана на стремлении ребёнка к саморазвитию, а эффективность педагогического воздействия достигается в результате реализации его субъективной позиции.
Цель программы – оздоровление и развитие личности школьников в ситуации успеха, ориентирование на личностный рост, формирование ценностного отношения к окружающему миру.
Задачи программы:
- улучшение физического состояния школьников;
- повышение уровня самооценки личности;
- формирование умений и навыков в различных видах творческой деятельности;
- расширение представлений школьников в различных областях знаний;
- программирование интенсивного развития личности на ближайший временной период на основе представления о своих возможностях;
- создание для каждого ребёнка ситуации успеха как «стартовой площадки» нового витка его личностного роста.
Содержание программы.
Тематические блоки программы создают единую гармонизированную среду – мирную радугу – они реализуются, будучи сконцентрированными на ключевых делах и тесно взаимосвязаны между собой. Игровая инструментовка программы и наглядность связаны с цветовым эквивалентом каждого блока, соответствующим семи цветам радуги.
«Мир каждой души» - красный
«Мир открытий и творчества» оранжевый
«Мир живой природы» жёлтый
«Мир знаний и умений» зелёный
«Мир городов, народов и времён» голубой
«Мир спорта и здоровья» синий
«Мир радости труда» фиолетовый
-
«Мир каждой души».
Это деятельность, позволяющая ребёнку познать себя и найти пути к достижению гармонии своего внутреннего мира, психологического комфорта, равновесия. Это программа самовоспитания, формирования навыков саморегуляции, психологической разгрузки.
Психотренинги, диагностика, этический практикум, деловые игры проводятся сотрудниками психолого-реабилитационного центра «Росток».
-
«Мир открытий и творчества».
Включает в себя весь спектр творческой деятельности – изобразительное искусство, литературное творчество, актерское мастерство, песни и танцы. Конструирование и т.д.
Особенностью является сочетание коллективных и индивидуальных творческих проектов. Их цель – открыть в каждом участнике самые скрытые таланты и создать условия для самореализации детей в уже любимых ими видах творчества.
Ежедневно – «Музыкальная дорожка».
-
«Мир живой природы».
Путешествие не только в реально окружающей нас природной среде, но и заочно – по России и всей планете. Разнообразная экологическая программа.
Всё содержание блока нацелено на развитие экологической культуры школьников и формирование позитивного опыта взаимодействия с природной средой.
-
«Мир знаний и умений».
Интеллектуальный поход по страницам школьных учебников, где каждый может почувствовать себя отличником, сделать множество удивительных открытий по следам пройденных школьных программ и узнать приёмы развития своей памяти и мышления.
Викторины и конкурсы по изучению русского языка.
Ежедневно – час литературного чтения.
-
«Мир городов, народов и времён».
Основная идея этого блока – миротворчество, интернациональное воспитание, толерантность. Знакомство с особенностями культуры народов мира, этнокультурными традициями. Заочное путешествие во времени. Краеведение.
-
«Мир спорта и здоровья».
Программа блока нацелена на организацию здорового образа жизни школьников, развитие физической культуры, спортивные достижения. Широкая оздоровительная программа проходит красной нитью через всю смену.
Ежедневно:
- закаливание, воздушные ванны – с 9 ч до 10 ч;
- спортивный час ( по отрядам).
-
«Мир радости труда».
Это блок профессиональной ориентации, социального успеха, этики делового общения, формирования коммуникативных навыков у школьников.
Ежедневно трудовой десант «Убери свою планету».
Постижение миров предполагается через преодоление ребёнком семи своеобразных ступеней восхождения к площади Звёзд.
Реализация программы предполагает три этапа:
Первый этап – соответствует организационному периоду смены и выполняет следующие задачи:
- адаптация ребёнка к условиям и режиму лагеря;
- диагностика интересов, целей, способностей и возможностей ребёнка;
- включение ребёнка в содержание смены и представление пространства для его самореализации и развития;
- открытие «Мира каждой души»;
- создание благоприятной психологической атмосферы во временном детском коллективе.
Второй этап – соответствует основному периоду смены и выполняет следующие задачи:
- самоопределение ребёнка в направлениях реализации своих интересов, способностей, достижения целей;
- познание и открытие ребёнком миров через организацию разных видов деятельности;
- помощь ребёнку в преодолении трудностей, мешающих ему достичь результата в ходе организации процесса сотрудничества взрослого и ребёнка.
Третий этап – соответствует итоговому периоду смены и выполняет следующие задачи:
- актуализация для ребёнка перспектив собственного развития, исходя из его способностей, через организацию совместного анализа;
- работа на последействие.
Методы досуговой педагогики:
- метод игры и игрового тренинга;
- метод театрализации;
- метод состязательности;
- метод импровизации;
- метод воспитывающей ситуации.
Принципы организации детского досуга:
Принцип «красной линии». «Красная линия» - это грань меры, разумного и допустимого во всём: в отношениях содружества детей и воспитателей, самоуправлении, используемой информации, в организации деятельности.
Принцип «могучей кучки». Досуг в целом – дело коллективное. «Могучая кучка» - союз единомышленников. Это может быть ядро детского коллектива, группа взрослых или друзей.
Принцип «фельдмаршала Кутузова». Досуг - дело добровольное. Лучше не суетиться и подгонять, а понять и помочь.
«Принцип гор». В работе, сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. В досуге заложен резерв удач, особенно важна его культура, высота.
«Принцип антиканонов». Он ориентирован на то, чтобы дети учились выходить за стереотипы, толкает на выдумки и пробу творческих сил.
«Принцип камня, брошенного в воду». Любой ребёнок должен реализоваться. Значит каждого нужно бросить в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие силы.
Принцип опоры на положительные эмоции ребёнка. Существует старая мудрость: ищи в ребёнке хорошее, его всегда больше. Увидеть добрые начала и опереться на них – вот принцип общей и досуговой педагогики.
Ожидаемые результаты:
В качестве прогнозируемого результата программы рассматривается самореализация личности школьников, подкреплённая творческими успехами и достижениями, выбор активного и здорового образа жизни.
Наградой, стимулирующей активное участие детей и педагогов в данной программе, будет служить открытие твоего имени на Площади Звёзд.
В течение смены «Радуга успеха» - семь цветных полос огромного размера – пополняется вырезанными из бумаги звёздами разной величины, разного цвета и с разным количеством лучиков, на которых написаны детские имена.
При этом возможны следующие позиции участников:
- активный участник;
- организатор;
- создатель( игры, проекта и т.д.).
Результаты реализации программы отслеживаются:
- на уровне отрядов (анализ дня);
- на уровне лагеря (линейка, парад Звёзд);
- на уровне педагогического коллектива (консультации, проведение планёрок и совещаний).
-
Паспорт Лицея №8
-
Информация об оздоровительном лагере дневного прибывания "РАДУГА"
|
|