Программа летнего лагеря

               

 МОУ Лицей №8 г.Буденновск

Программа летнего лагеря

 

  

Пояснительная записка.

              Социальные обострения в российском обществе вторглись в ранее устойчивую систему традиционного детского отдыха. Произошла резкая смена целей воспитания и форм деятельности, предлагаемых детям и подросткам в качестве способа организации свободного времени. На позитивных традициях, а не на «руинах» прошлого мы попытались создать новую программу, модель воспитания в условиях летнего лагеря.

               Комплексная развивающая программа летнего отдыха детей и подростков «Радуга» - это символ гармонии – целый спектр цветов, сливающихся в единую дорогу: многоцветие вариативных программ, объединённых в единую модель смены, разнообразие позиций, реализуемых ребёнком на протяжении смены, расширяющих его личный жизненный опыт.

              В новой модели воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря  главным стал ребёнок. Оптимальным условием развития личности является гармонизация внутреннего мира ребёнка и его взаимоотношений с природой и социумом, создающее для ребёнка ситуацию успеха, благополучия, психологического комфорта.

               За концептуальную основу программы взяты следующие психолого-педагогические понятия личностно-ориентированной педагогики:

     Развитие личности – непрерывный процесс, чем обусловлена эффективность кратковременной, но всеобъемлющей программы непрерывного целенаправленного взаимодействия педагогов с разновозрастной группой школьников.

     Ребёнок – микрокосм, несущий в себе огромный природный потенциал, открытие и реализация которого возможны лишь в свободной разнообразной творческой деятельности, в процессе активного взаимодействия с окружающей природой и социальной средой.

      Личность – целостное образование и эффективность развития обусловлены комплексным характером воздействия на все её сферы: интеллектуальную, эмоциональную, чувственную, деятельностную.

                Основной содержательной идеей программы «Радуга» является раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости через открытие ребёнком «миров» - «Души», «Открытий и творчества», «Живой природы», «Знаний и умений», «Спорта и здоровья», «Городов, народов и времён», «Радости труда».

         Слово «мир» в программе многозначно:

Мир – это согласие, сотрудничество, содружество, сотворчество, сочувствие;

Мир – это всё, что вне и внутри нас;

Мир – это разнообразие его собственных «Я», взаимодействующих со множеством «Я» окружающих людей.

              Программа предназначена для детей 6 – 15 лет.

    Реализация программы основана на стремлении ребёнка к саморазвитию, а эффективность педагогического воздействия достигается в результате реализации его субъективной позиции.

         Цель программы – оздоровление и развитие личности школьников в ситуации успеха, ориентирование на личностный рост, формирование ценностного отношения к окружающему миру.

         Задачи программы:

- улучшение физического состояния школьников;

- повышение уровня самооценки личности;

- формирование умений и навыков в различных видах творческой деятельности;

- расширение представлений школьников в различных областях знаний;

- программирование интенсивного развития личности на ближайший временной период на основе представления о своих возможностях;

- создание для каждого ребёнка ситуации успеха как «стартовой площадки» нового витка его личностного роста.      

Содержание программы.

 

           Тематические блоки программы создают единую гармонизированную среду – мирную радугу – они реализуются, будучи сконцентрированными на ключевых делах и тесно взаимосвязаны между собой. Игровая инструментовка программы и наглядность связаны с цветовым эквивалентом каждого блока, соответствующим семи цветам радуги.

 

«Мир каждой души»        -                красный

«Мир открытий и творчества»         оранжевый

«Мир живой природы»                     жёлтый

«Мир знаний и умений»                    зелёный

«Мир городов, народов и времён»   голубой

«Мир спорта и здоровья»                  синий

«Мир радости труда»                         фиолетовый

 

  1. «Мир каждой души».

 

    Это деятельность, позволяющая ребёнку познать себя и найти пути к достижению гармонии своего внутреннего мира, психологического комфорта, равновесия. Это программа самовоспитания, формирования навыков саморегуляции, психологической разгрузки.

     Психотренинги, диагностика, этический практикум, деловые игры проводятся сотрудниками психолого-реабилитационного центра «Росток».

 

  1. «Мир открытий и творчества».

 

     Включает в себя весь спектр творческой деятельности – изобразительное искусство, литературное творчество, актерское мастерство, песни и танцы. Конструирование и т.д.

     Особенностью является сочетание коллективных и индивидуальных творческих проектов. Их цель – открыть в каждом участнике самые скрытые таланты и создать условия для самореализации детей в уже любимых ими видах творчества.

Ежедневно – «Музыкальная дорожка».

 

  1. «Мир живой природы».

 

  Путешествие не только в реально окружающей нас природной среде, но и заочно – по России и всей планете. Разнообразная экологическая программа.

  Всё содержание блока нацелено на развитие экологической культуры школьников и формирование позитивного опыта взаимодействия с природной средой.

 

 

  1. «Мир знаний и умений».

  Интеллектуальный поход по страницам школьных учебников, где каждый может почувствовать себя отличником, сделать множество удивительных открытий по следам пройденных школьных программ и узнать приёмы развития своей памяти и мышления.

   Викторины и конкурсы по изучению русского языка.

Ежедневно – час литературного чтения.

 

  1. «Мир городов, народов и времён».

  Основная идея этого блока – миротворчество, интернациональное воспитание, толерантность. Знакомство с особенностями культуры народов мира, этнокультурными традициями. Заочное путешествие во времени. Краеведение.

 

  1. «Мир спорта и здоровья».

   Программа блока нацелена на организацию здорового образа жизни школьников, развитие физической культуры, спортивные достижения. Широкая оздоровительная программа проходит красной нитью через всю смену.

     Ежедневно:

- закаливание, воздушные ванны – с 9 ч до 10 ч;

- спортивный час ( по отрядам).

 

  1. «Мир радости труда».

    Это блок профессиональной ориентации, социального успеха, этики делового общения, формирования коммуникативных навыков у школьников.

      Ежедневно трудовой десант «Убери свою планету». 

Постижение миров предполагается через преодоление ребёнком семи своеобразных ступеней восхождения к площади Звёзд.

 

Реализация программы предполагает три этапа:                                                                                          

 

Первый этап – соответствует организационному периоду смены и выполняет следующие задачи:

- адаптация ребёнка к условиям и режиму лагеря;

- диагностика интересов, целей, способностей и возможностей ребёнка;

- включение ребёнка в содержание смены и представление пространства для его самореализации и развития;

- открытие «Мира каждой души»;

- создание благоприятной психологической атмосферы во временном детском коллективе.

 

Второй этап – соответствует основному периоду смены и выполняет следующие задачи:

- самоопределение ребёнка в направлениях реализации своих интересов, способностей, достижения целей;

- познание и открытие ребёнком миров через организацию разных видов деятельности;

- помощь ребёнку в преодолении трудностей, мешающих ему достичь результата в ходе организации процесса сотрудничества взрослого и ребёнка.

 

Третий этап – соответствует итоговому периоду смены и выполняет следующие задачи:

- актуализация для ребёнка перспектив собственного развития, исходя из его способностей, через организацию совместного анализа;

- работа на последействие.

 

Методы досуговой педагогики:

- метод игры и игрового тренинга;

- метод театрализации;

- метод состязательности;

- метод импровизации;

- метод воспитывающей ситуации.

 

Принципы организации детского досуга:

Принцип «красной линии». «Красная линия» - это грань меры, разумного и допустимого во всём: в отношениях содружества детей и воспитателей, самоуправлении, используемой информации, в организации деятельности.

       Принцип «могучей кучки». Досуг в целом – дело коллективное. «Могучая кучка» - союз единомышленников. Это может быть ядро детского коллектива, группа взрослых или друзей.

       Принцип «фельдмаршала Кутузова». Досуг - дело добровольное. Лучше не суетиться и подгонять, а понять и помочь.

       «Принцип гор». В работе, сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. В досуге заложен резерв удач, особенно важна его культура, высота.

        «Принцип антиканонов». Он ориентирован на то, чтобы дети учились выходить за стереотипы, толкает на выдумки и пробу творческих сил.

        «Принцип камня, брошенного в воду». Любой ребёнок должен реализоваться. Значит каждого нужно бросить в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие силы.

        Принцип опоры на положительные эмоции ребёнка. Существует старая мудрость: ищи в ребёнке хорошее, его всегда больше. Увидеть добрые начала и опереться на них – вот принцип общей и досуговой педагогики.

 

Ожидаемые результаты:

    В качестве прогнозируемого результата программы рассматривается самореализация личности школьников, подкреплённая творческими успехами и достижениями, выбор активного и здорового образа жизни.

      Наградой, стимулирующей активное участие детей и педагогов в данной программе, будет служить открытие твоего имени на Площади Звёзд.

       В течение смены «Радуга успеха» - семь цветных полос огромного размера – пополняется вырезанными из бумаги звёздами разной величины, разного цвета и с разным количеством лучиков, на которых написаны детские имена.

 

При этом возможны следующие позиции участников:

- активный участник;

- организатор;

- создатель( игры, проекта и т.д.).

 

Результаты реализации программы отслеживаются:

- на уровне отрядов (анализ дня);

- на уровне лагеря (линейка, парад Звёзд);

- на уровне педагогического коллектива (консультации, проведение планёрок и совещаний).

 

  •   Паспорт Лицея №8   

  •    Информация об оздоровительном лагере дневного прибывания "РАДУГА"  

  

 

Дата последнего обновления страницы 22.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения